Виктор ИМАКАЕВ

Метапредметная реконструкция основной школы

Особый характер метапредметных результатов

Новые стандарты общего образования, равно как и стандарты высшего образования,  построены в принципиально иной  логике – логике результатов.  В стандартах прежде всего  фиксируются результаты освоения каждой из ступеней образования, а уж потом описываются требования к основной образовательной программе, содержанию образовательного процесса, условиям его реализации.

Вторая особенность – наличие в стандартах принципиально новых результатов – метапредметных и личностных. Способности к публичному выступлению, аргументации,  моделированию (общекультурные компетенции в высшей школе) и многие другие результаты выступают как рядоположенные наряду с предметными результатами (общепрофессиональные и профессиональные компетенции в высшей школе).

ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ: ЭМПИРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Введение

Одной из основных задач современной школы выступает обеспечение условий для оптимального выбора старшеклассниками образовательной и профессиональной траектории. Задача повышения эффективности профориентационной работы отражена в официальных документах разного уровня. Например, в стратегии развития системы образования города Перми до 2030 года высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению заявлен как «генеральная цель Пермского образования» (Стратегия, 2014).

Актуальность темы с точки зрения науки тоже не вызывает сомнения, о чем свидетельствует множество научных публикаций, посвященных профессиональному самоопределению школьников формированию  ГПС (Бесклубная, 2013; Загузина, 2012; Наумова, 2005; Постовалова, 2010; Чистякова, 2003).

Выделим несколько важных начальных моментов:

Тьюторский конкурс – тьюторский сейшн

Имакаев Виктор Раульевич, директор по науке АНОО «Сетевой институт ПрЭСТО», заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Пермского государственного национального исследовательского университета

Статья посвящена рефлексии прошедшего в апреле 2015 года первого всероссийского конкурса «Тьютор года». Анализ итогов конкурса, и прежде всего работы оргкомитета, позволил сформулировать  новые проблемы, на решение которых направлен проект 2016 года – «Тьюторский сейшн-фестиваль».

Дихотомия дискретного и непрерывного в тьюторстве

Автор: Имакаев Виктор Раульевич, директор по науке АНОО «ПрЭСТО», заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Пермского государственного национального исследовательского университета

В работе рассмотрена диалектика дискретного и непрерывного подходов к тьюторству. Показано, что данные подходы основываются на  классическом и неклассическом понимании соотношения образования и профессии в жизни человека, его образовательно-деятельностного самоопределения. Предложен принцип дополнительности, в котором данные подходы рассматриваются как взаимодополняющие.

Метапредметная олимпиада – инновационный образовательный стартап

Имакаев В.Р., Попова Л.М.

Метапредметная олимпиада представляет инновационный для образования России вид конкурсных испытаний учащихся общеобразовательной школы. 

Образовательный конструктор

Словосочетание «образовательный конструктор» многозначно. С одной стороны, «конструктор» можно трактовать как набор «деталей», «модулей», из которых тот, кто конструирует (субъект конструирования), создает что-либо. Данная трактовка связана с общеизвестным пониманием конструктора как детской игры, набора деталей для конструирования.

К вопросу об индивидуализме в образовании

В данном тексте я выношу на обсуждение различные контексты того, что называют «индивидуализмом в образовании», «индивидуализацией» в современной российской педагогике. Не вводя определений того, что такое «индивидуализм», приведу простой признак наличия, степени выраженности индивидуализма в образовательной системе любого порядка.

Индивидуализм присутствует  в образовательной организации, образовательной системе, если от ученика (студента), от его решения, от его воли зависит, что он изучает, в каком объеме, на каком уровне сложности, в каком контексте, когда, с кем и у кого.

Тьюторское отношение

Понятие педагогического отношения и, соответственно, тьюторского отношения, используемое в данной статье, восходит к работам гуманитарного направления философии образования, и прежде всего к работам Германа Ноля [3]. Как отмечают В. Платонов и А. Огурцов, «в гуманитарной философии образования педагогическое знание было включено в процесс жизни и была выдвинута концепция понимания как ядра педагогического знания, возникающего в ходе сопереживания и эмпатии, педагогического отношения». [2, С. 77]. Спецификой методологии Г.

«Аристос» и индивидуализация образования

«Человек должен быть, прежде всего, необходим не для общества, а для самого себя…»

Небольшой по объему сборник философских эссе «Аристос» был написан Джоном Фаулзом в 1964 году.  «Главной моей заботой было сохранение свободы личности в условиях неотвратимой угрозы нашего века – принуждения к конформизму» – писал автор в предисловии к изданию книги 1968 года.

«Выбор» vs. «Отбор»

В последние годы оппозиция «выбор»/ «отбор» является принципиальной  оппозицией, определяющей развитие /стагнацию российского образования. Проявляется это, прежде всего, в том, что большинство деятелей образования, будь то учителя и администрация школ, преподаватели вузов, сотрудники органов управления образованием, сознательно или бессознательно противостоят идеям выбора учебных планов, построения индивидуальных образовательных траекторий, самому концепту индивидуализации вообще.

Подписка на RSS - Виктор ИМАКАЕВ

Задайте вопрос, напишите сообщение, поделитесь своими мыслями

Отправить сообщение

© 2009 - 2019 АНО ДПО "Сетевой институт ПрЭСТО"