Тезисы основного доклада методологического семинара «Технология свободного проектирования в открытых образовательных системах»

ivВ.П. «А что бы ты хотел, чтобы было в стране? Чего тебе не хватает?»

М.Ж. «Ты знаешь, мне не хватает того… Вот договорились и построили театр. Граждане. Договорились – и что-то сделали».

Интервью В. Познера с Михаилом Жванецким. https://www.youtube.com/watch?v=sauaCREvHTs, 11-12 минута.

Технология свободного проектирования в открытых образовательных системах (ТСП) – авторская  разработка команды института «ПрЭСТО» (Имакаев В.Р., Губайдуллин Р.А., Кирюхин В.Ю., Мансветова М.А., Обшаров К.И.,). ТСП была опробована более чем в 30 образовательных интенсивах «Вперед, в будущее!», в нескольких общеобразовательных учреждениях г. Перми и Пермского края. В данном тексте кратко излагаются теоретические аспекты данной технологии.

Иными словами, важная часть проектной компетентности – неадаптивная проектная активность (В.А. Петровский). ТСП направлена на развитие именно этого качества. Речь идет о проектной самостоятельности, способности к промысливанию и реализации своих собственных идей.

Проектная самостоятельность, способность совершать что-либо, создавать что-либо не потому, что объявлен конкурс, но потому, что я (мы) считаю (ем), что так должно быть, – важнейшее условие развития современного (гражданского) общества. Зона ближайшего развития

Концепт ТСП предполагает, что дети разрабатывают и реализуют проекты в зоне своего ближайшего (социального, культурного, коммуникативного…) развития (Л.С. Выготский). Принципиально важно подчеркнуть, что в ТСП речь идет не руководстве взрослого, но о сопровождении (см. раздел «сопровождение проекта»).

Требование попадания в зону ближайшего развития резко ограничивает масштаб  реализуемых детьми проектов. В рамках нашего подхода дети будут предлагать и реализовывать «пустяковые» с точки зрения «взрослого» проекты. Сложность и уровень проектов будут самыми различными.

Важно подчеркнуть – ребенок реализует свой собственный замысел, в рамках собственных представлений о том, как это «должно быть». Взрослый сопровождает его проект, даже если понимает, что… ничего не получится или получится плохо (с точки зрения взрослого).

Важнейший аспект «зоны ближайшего проектного развития» - язык, в котором детям предлагается описывать их проекты. Аппарат, в котором дети продумывают, обсуждают, защищают свой проектный замысел, предъявляют его результаты, должен быть соразмерен их проектной компетенции, их языку. «Что  ты собираешься сделать?», «Для кого?», «Что тебе для этого понадобится?», «когда и где все это будет происходить?», «Как ты поймешь, что проект удался?» Эти и многие другие простые вопросы — это уже метаязык описания проекта.  Актуальность, проблема, риски, масштаб, средства – это метаязык второго уровня. Если не освоен первый уровень, работать с детьми на втором, в лучшем случае, — напрасно сотрясать воздух, в худшем — подавлять неадаптивную проектную активность детей.

Важнейший принцип ТСП – право на проектную ошибку. Собственно говоря, научиться свободному проектированию можно лишь разрабатывая и реализуя несколько  проектов, часть из которых будут провальными, неудачными, а часть – успешными.

ТСП предполагает конструирование определенного хронотопа. Его главное отличие – наличие пустых мест и пустого, ни чем не занятого времени. Сказанное означает, что должны быть интервалы времени и пространства, когда дети ничем не заняты. Предоставлены самим себе. Они могут посвятить это время своим житейским делам, а могут разработать, обсудить, защитить, реализовать свой проект. Пустота проектного хронотопа предполагает выделение времени и места для разработки, обсуждения (с взрослыми), защиты, реализации, рефлексии проекта.

Важное отличие ТСП – отказ от позиции взрослого как руководителя проекта. В ТСП руководителем проекта является его автор – конкретный ребенок. Автор может набрать себе команду (или команда выдвинуть одного руководителя проекта), или делать проект в одиночку. Взрослые  позиции в ТСП дифференцированы. В зависимости от сложности проектного пространства в нем могут действовать следующие позиции:

Тьютор – тот, кто сопровождает процесс разработки проектного замысла и проводит рефлексию  хода и итогов реализации проекта.

Эксперт – тот, кто принимает решение о том, что проект может быть реализован, «дает добро» на реализацию проекта. Эксперт также оценивает итоги проекта.

Профессионал – тот, чей профессионализм может понадобиться для реализации проекта. Врач, тренер, повар, строитель. Важно: профессионала ребенок ищет и находит сам. Профессионал «назначается» только в тех случаях, когда это обусловлено соображениями безопасности.

Организатор – тот кто «держит» в расписании, в базе данных все множество проектов. Диспетчер проектного офиса.

ТСП предполагает открытость образовательной системы,  наличие (или построение по запросу) большого количества связей с другими социальными институтами. ТСП также предполагает, что ребенок (в пределах его возможностей) также начинает самостоятельно действовать «за пределами школы» (ищет и находит профессионала, учится, договаривается о совместной деятельности,… ).

Важно понимать, что предлагаемая технология не отрицает других технологий организации проектной деятельности учащихся. Скорее речь идет о принципе дополнительности. ТСП развивает неадаптивную проектную активность учащихся. Другие технологии, направлены на решение других задач.