Итоги 3-го методологического семинара "Технология свободного проектирования"

iv

8-9 февраля 2020 года состоялся третий в текущем учебном году методологический семинар Института ПрЭСТО. Тема семинара «Технология свободного проектирования». Участники семинара – сотрудники института, руководители и тьюторы нескольких школ Перми и Пермского края.

Краткое содержание установочного доклада руководителя семинара Имакаева В.Р.:

  • Следует различать адаптивную и неадаптивную проектную активность учащихся (и, разумеется, взрослых). Первая (АПА) – реакция на стимул педагогов. Детям предлагается сделать проекты определенной направленности к определенному сроку. В ответ на предложение дети делают проекты. Вторая (НПА) – активность, обусловленная инициативой и интересом ученика. Детям предлагается разработать и реализовать проекты самой различной направленности. Сроки не устанавливаются. По собственной инициативе автор проекта разрабатывает его и реализует.
  • Технология свободного проектирования направлена на актуализацию НПА. Смысл этого феномена можно выразить простой фразой: «задумал – сделал».
  • Обе стороны проектной компетентности современного человека являются важными. Ученик должен уметь делать «проекты на заказ». Во взрослой реальности эта способность нужна для участия во всевозможных конкурсах проектов, грантов и проч. С другой стороны,  человеку важно научиться  реализовывать в социальном и деятельностном пространстве свои собственные идеи.
  • Основа НПА – проектная самостоятельность.
  • Актуализация свободного проектирования возможна, если проект замысливается и реализуется учеником в зоне его ближайшего развития. Привнесенные извне идеи проектов, темы исследовательских работ зачастую находятся за пределами ЗБР.
  • То же самое можно сказать и о языке, в котором детям предлагают предъявлять замысел, защищать итоги реализации проекта. Язык работы с проектом в технологии свободного проектирования (ТСП) не совпадает с языком «взрослого проектирования».
  • Взрослый в ТСП не является руководителем проекта. Автором и в этом смысле руководителем проекта является ученик. У взрослых происходит «разделение труда»: тьюторы сопровождают замысливание проекта и его рефлексию; эксперты принимают решение о старте проекта и обсуждают его результаты после реализации; профессионал (при необходимости) сопровождает проект в предметно-деятельностном аспекте.
  • ТСП предполагает право ребенка на ошибку. Далеко не все проекты должны быть удачными. Взрослый не должен подсказывать ребенку,  объяснять, что нужно сделать, чтобы у него (ребенка) получился «удачный проект».
  • Чтобы способность к самостоятельному проектированию развивалась, ученик должен реализовать несколько своих собственных проектов. Часть из них будут неудачными, часть – удачными.
  • Принцип «отсутствие подсказок» имеет ограничения. Речь идет о ситуациях, в которых безопасность может быть нарушена (физическая, психологическая и др.).
  • Для реализации ТСП нужен в определенном смысла «пустой хронотоп»: ничем не занятое время, возможность присмотреться, места для встреч и проработки замыслов.
  • Это пустое пространство должно быть определенным образом обустроено: широкий спектр приемлемых, достойных внимания проектных направлений, простые и понятные детям процедуры обсуждения, предъявления проектных замыслов, представления результатов проекта и рефлексии.
  • ТСП требует открытости пространства. Ребенок может сам или с помощью тьютора найти профессионала за пределами школы.
  • Хронотоп ТСП требует создания в школе «зеленой зоны» - места, времени, детско-взрослой проектной общности, в которой культивируются отношения, выходящие за пределы «учебных будней». Уклад этой зоны предполагает открытость, искренность, доверительность. Важно, что проектируют не только дети, но и взрослые.
  • В рамках зеленой зоны реализуются как «официальные проекты», требующие принятия решений, допуска, и иных процедур ТСП, так и локальные инициативы, которые делаются детьми и взрослыми по собственному почину без предъявления.
  • Результаты и эффекты реализации ТСП включают следующие новообразования:
  • Воля к проектированию
  • Способность переходить от переживания к рефлексии
  • Личностная и социальная активность
  • Рабочее отношение к ошибкам

После обсуждение доклада участники семинара сформулировали идеи своих собственных сообщений, которые были обсуждены во второй части семинара. Не вдаваясь в подробности каждого сообщения, отметим несколько принципиальных моментов.

  1. Предложение детям «придумать и реализовать свой собственный проект» противоречит широко развитой в школе педагогической и управленческой установке «Мы ответственны за все, что происходит в школе». Реализация ТСП вносит в жизнь школы элемент случайности, непредсказуемых ситуаций (А. Сабашников).
  2. Если мы говорим о «проекте» как части ФГОС старшей школы, то в настоящий момент большинство педагогов и управленцев понимают этот термин в рамках привычных представлений – «социальный проект» или «исследовательский проект». Организация деятельности 10-классников, как правило, проводится в рамках других, отличных от ТСП технологий. ТСП может дополнять эти практики, расширяя  вариативность проектного пространства.
  3. В определенной мере реализация ТСП требует формирования сообщества взрослых, разделяющих ценности и педагогическую парадигму, на которую опирается концепт ТСП. Это сообщество может и должно включать в себя «не-педагогов» - профессионалов, которые готовы «возиться» с проектами детей, учитывая их зону ближайшего развития и их личный интерес.
  4. ТСП предполагает важный момент: работу с ребенком в ситуации переживания неудачи. Проектные ошибки детей – прекрасный повод для рефлексии. При этом тьютору не следует спешить с рационализацией рефлексии. Первые поражения и их переживание требуют скорее эмоциональной рефлексии, и только если ребенок уже способен перейти от переживаний и эмоций к действиям, этот переход имеет смысл сопровождать. Если мальчик, проведя первый раз в жизни «Веселые старты» в разговоре с тьютором воскликнул: «Это здорово! Я командовал, а они меня слушались!»  - это не повод сразу переходить к вопросам «Что понял про себя?», «Какие профессиональные компетенции ты хочешь у себя развить?».
  5. ТСП актуализирует те проектные замыслы, которые требуют легитимации в доступной ребенку социальности. Смысл процедур защиты замысла и обсуждения результатов в том, что ребенок объясняет другим акторам социального пространства школы (или более широкого социального пространства), что он собирается сделать, и получить одобрение и поддержку. В этом аспекте «защита замысла проекта» в ТСП – не разбор «актуальности», «проблем», «целей» и прочей взрослой атрибутики, но согласование с другими социальными акторами своей активности. «Защита результатов  реализации проекта» - рассказ автора проекта о том, что получилось, а что нет. Те, кто акцептовали твой проект, теперь расспрашивают тебя о том, что ты сделал. Если угодно, это – обычные деловые отношения между людьми, которые совместно строят школьное пространство (или более  широкое пространство).
  6. Почему не всегда получается реализовать концепт ТСП в реальной практике? М.А. Мансветова выделила несколько мест, где «теряется проектирование»:
    1. На этапе называния. Две крайности. С одной стороны проектированием называется любая активность. Противоположная крайность – феномен «задумал – сделал» не считается проектом (вот если написана проблема, актуальность, цели и задачи, то это проект, а если построена горка в соседнем дворе – это не проект).
    2. На этапе приглашения. Дети не вовлекаются с проектную деятельность, потому что а) слишком сложно; б) не вкусно. Первая причина – из уже упомянутой сложности взрослого проектного языка. Вторая  объясняется по-другому. Взрослые, организующие ТСП, должны «гореть этой идей». Им самим должно быть интересно проектировать и организовывать проектное пространство. Если же взрослый по обязанности должен организовывать детское проектирование, но у него нет к этому интереса, дети не будут вовлекаться в проектную деятельность.
    3. На этапе замысливания. Опять же две противоположных причины: а) замысел обесценивается сопровождающим взрослым; б) замысел замещается чужим (опять же взрослым) содержанием.
    4. На этапе приземления (то есть конкретизации проекта в работе с тьютором и/или профессионалом). Первая причина – мечты сталкиваются с «суровой реальностью». Вторая – тьюторант (часто не без помощи взрослых) закапывается в мелочи.
    5. В промежутке между «задумал» и «сделал». Главная причина – большое количество сил ушло на разработку и проработку. Делать уже нет сил.
    6. На этапе реализации
      1. Все происходит не так как задумал (в общем-то это обычное явление для проектирования, но когда сталкиваешься с этим впервые — руки опускаются). «Объявления развешаны, но никто не пришел на поэтическую вечеринку».
      2. Разочарования и/или обиды проектанта. Либо «во всем виноваты ОНИ», либо «со мной что-то не так».
      3. Остывание. Проектант теряет энергию, поскольку а) «проект оказался чужой»; б) «проект оказался пресный».
  1. Для предотвращения описанных выше рисков, необходимо придерживаться следующих правил:
    1. Формулируем и обозначаем границы проекта
    2. Переводим на понятный людям язык, воодушевляем
    3. Сопровождаем замыслы корректно
    4. Учитываем ЗБР и другие особенности человека
    5. Понимаем, что проект на этапе проектирования не заканчивается
    6. Проговариваем риски
    7. Продумываем, а что потом…
  2. Перечислим процедуры, необходимые в той или иной мере для реализации ТСП (по сообщению Р.А. Губайдуллина)
    1. Раскрепощение, актуализация фантазий, мечтаний, креатива.
    2. Целеполагание. «Оцифровка мечты».
    3. Моделирование (приземление, вписывание идеи в реалии).
    4. Масштаб.
    5. Пробное действие. Мини проект.
    6. Конкретизация - вписывание в ситуацию. Договорённость с людьми соучастниками, потребителями. Время. Место. Ресурсы. Коррекция первоначального замысла.
    7. Экспертиза (допуск, акцептование). Предъявление своей идеи экспертам проектного офиса.
    8. Реализация. Основное событие (кульминация).
    9. Подготовка к предъявлению итогов
    10. Обсуждение с экспертами.
    11. Рефлексия.
  3. Эти процедуры сворачиваются в 4 этапа
    1. Разморозка. (мечты, фантазии, креатив, дружелюбная атмосфера)
    2. Разработка замысла (цели, конкретизация, пробное действие, моделирование)
    3. Реализация проекта (допуск в экспертом совете, реализация проекта, предъявление результатов проекта в совете)
    4. Рефлексия.
  4. Понимание того, что «считается проектом», а что нет, зависит от проектного потенциала детей и взрослых (уровня проектной культуры и тех, и других), а также от концепта и особенностей образовательной организации. Примеры «направлений проектирования»
    1. Досуговые проекты
    2. Проекты развития самого себя
    3. Социальные проекты самой различной направленности
    4. Студии (дети учат детей и даже взрослых)
    5. Проекты изменения (развития) среды.
    6. Личная профессиональная проба
    7. Конструирование
  5. Серьезное обсуждение вызвала сама идея «зеленой зоны» как особого пространства-времени-уклада, в котором существует проектное детско-взрослое сообщество. Судя по реакции участников семинара, это – наиболее сложное, но и наиболее перспективное «проблемное место» в реализации ТСП.