Тезисы основного доклада Методологического семинара «Конструирование тьюторских пространств»

    iv

    О чем будет говориться в основном докладе?

    Тьюторы в образовательных организациях (школа, университет) – особый профессионализм, отличный от частных тьюторов, заказчиком которых выступают родители.

    Отличие, в частности, в том, что тьюторство встраивается в уже существующие процессы.

    В этом встраивании считать, что тьютор – позиция, обслуживающая основные процессы (учеба, дополнительное образование) – гиблое дело. Тьютор становится второстепенной фигурой, смыслы работы утрачиваются.

    Перспективная дебютная идея: появление тьюторов в школе или университете преследует новые, особые задачи и сверхзадачи. Это означает что такие задачи и сверхзадачи есть у управленцев и у тьюторов.

    Тьютор прежде всего сопровождает НОВЫЕ процессы, работает с учениками или студентами в изменившейся структуре, хронотопе, модели. При этом часть функционала тьютора может быть связана с эффективным сопровождением старых процессов (успеваемость, к примеру). НО только часть.

    Эти новые процессы, соответствующая структура, хронотоп, модель должны конструироваться. Делают это вместе тьюторы и менеджеры.

    Легитимность тьютора определяется его работой прежде всего с новыми процессами.

    Конструирование = «европейский ремонт» школы, факультета, университета. Тьюторы не внедряют в уже существующую систему свой модуль (при внедрении разрушается и внедряемое и то, во что внедряется). Происходит аккуратная перестройка части уже существующих процессов с тем чтобы новые, тьюторские модули были встроены без особых разрушений.

    Часть старых, отживших процессов надо при этом утилизировать.

    Дополнительный профессионализм тьютора в школе и университете:

    • понимать устройство старых систем, систему связей/связок, хабитусов;
    • формулировать задачи и сверхзадачи, адекватные конкретной ситуации уже существующего учреждения;
    • проектировать перестройку модели, хронотопа, функционала;
    • конструировать собственно тьюторский модуль (модули)
    • настраивать новую систему отношений
    • утилизировать старые части и модули.

    Руководитель методологического семинара:  Имакаев Виктор Раульевич, директор по науке Института ПрЭСТО, д-р филос. наук, зав. кафедры образовательных технологий высшей школы ПГНИУ