50 000 знаков для тьютора. Практика тьюторских компетенций

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая читателю книга представляет собой сборник эссе, или, если угодно, зарисовок, посвященных различным аспектам деятельности тьютора. Во многом это авторский взгляд на тьюторство, на принципиальные проблемы профессионального становления тьютора, на то, какие мягкие навыки (soft skills) должен развивать в себе тьютор, и как это можно делать. 

Многие из этих аспектов активно разрабатывались автором в ходе проведения тьюторских метапредметных лагерей «Вперед, в будущее» (директором всех этих лагерей была автор книги М.А. Мансветова).  Особенно ярко проблематика тьюторского профессионализма, тьюторских soft skillsбыла высвечена в ходе подготовки и проведения АНО ДПО «Сетевой институт ПрЭСТО» и Межрегиональной тьюторской ассоциацией всероссийских мероприятий: двух конкурсов «Тьютор года» (2015, 2017) и форума «Тьюторский сейшн» (2016).

Как сделать так, чтобы знакомство прошло естественно? Как быть, если тьюторант разрабатывает проект, который точно ему не по силам?  Как отучить себя подсказывать? Когда можно считать завершенной тьюторскую транзакцию? Как проводить рефлексию реализации замысла? Как избавиться от проявлений жестокости/жалости в отношении тьюторанта? — Это лишь часть вопросов, которые обсуждаются в книге Марии Мансветовой.  Выбранная автором стилистика не предполагает однозначных ответов. Скорее автор высказывает собственную точку зрения и предлагает читателю самостоятельно поразмышлять.

Книга содержит большое количество авторских упражнений по развитию тьюторских мягких навыков.

Мне представляется, что эта книга может быть интересна и начинающим тьюторам, и тем, кто уже считает себя профессионалом. Всегда имеет смысл поразмышлять о себе, о собственных границах и векторах развития.

В.Р. Имакаев


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие // стр. 2

  1. Право на ошибку // стр. 5
  2. Уход от трех «Ж» // стр. 8
    • Упражнение // стр. 9
    • Упражнение // стр. 10
    • Упражнение // стр. 11
  3. Замысел, проектирование, рефлексия в проектном офисе – в чем отличие тьюторского действия? // стр. 13
    • Упражнение // стр. 17
  4. Подсказка // стр. 8
    • Упражнение // стр. 19
  5. Паузы // стр. 20
    • Упражнение // стр. 22
  6. Блокады тьюторанта // стр. 23
    • Упражнение // стр. 23
    • Упражнение // стр. 24
  7. Правило безопасности // стр. 26
  8. Провокации тьюторанта // стр. 27
    • Упражнение // стр. 28
  9. Как отпустить тьюторанта? // стр. 29
    • Упражнение // стр. 31
  10. Тьютор в тупике. Безопасность тьютора // стр. 32
    1. Возвращение в тьюторскую позицию // стр. 35
      • Упражнение // стр. 36
      • Упражнение // стр. 37
    2. О вопросах. Часть 1.  Уточняющие вопросы // стр. 38
      • Упражнение // стр. 39
    3. О вопросах. Часть 2.  Развивающие вопросы // стр. 41
      • Упражнение // стр. 42
    4. О вопросах. Часть 3.  Закрытые вопросы с обозначенным выбором // стр. 43
      • Упражнение // стр. 44
    5. О вопросах. Часть 4. Проблематизирующие вопросы // стр. 46
      • Упражнение // стр. 48
      • Упражнение // стр. 48
    6. Вернемся к началу // стр. 50
      • Упражнение // стр. 50
      • Упражнение // стр. 51
      • Упражнение // стр. 52
    7. О завершении тьюториала // стр. 53

    Наша команда института ПрЭСТО предлагает // стр. 55


       

       

      ... ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ

      ГЛАВА 5. ПОДСКАЗКА

      Вы, наверное, слышали фразу: «Подсказка блокирует развитие». Это становится рефреном при стартовой работе с начинающими тьюторами.

      Подсказки слетают с языка по привычке заполнять пустоту. Подсказки развивают подсказывающего, но блокируют того, кому они предназначены.

      Почему так происходит? Человек сталкивается с областью своего незнания или малого опыта. У него нет готовых ответов, проверенных временем и реакцией других людей. Зато в такие моменты у человека появляется замечательная возможность в чем-то себя нарастить, самому сформулировать свои мысли, найти свои ответы.

      И тут, «добрый» кто-то, бросает свое слово, даже не фразу. Бросает в момент рождения новой мысли у другого. У другого вырастает гибрид: свое не проявленное так и осталось в теневой зоне для осознания, а слово другого тут же начинает обрастать формами и очертаниями.

      И человек вроде бы совсем другое хотел сказать, а вспомнить не получается. Ему приходится говорить совсем не свои слова. Возникает чувство неудовлетворенности, некоторой досады, что не дали проявиться своему.

      К слову сказать, к подсказкам быстро привыкаешь. Сложно быть все время в состоянии неудовлетворенности от прерванности своей мысли. И начинаешь эти подсказки везде ловить или даже требовать – в других людях, в других книгах, в других жизнях. И постепенно заменяешь себя настоящего многими другими – разрозненными фрагментами чужих пониманий.

      И вдруг начинаешь замечать, что своя жизнь теряет цвета, звуки и запахи, перестает наполнять душу открытиями, инсайтами и внутренними откровениями.

      В общем, весьма нерадостная перспектива.

      Чтобы научиться не подсказывать, надо сначала увидеть в себе подсказку. Увидеть себя по обе стороны от подсказки. Сформировать свое отношение к подсказке.

      ***

      УПРАЖНЕНИЯ

      • Как часто я подсказываю, для чего?
      • Как часто мне подсказывают? Как я на это реагирую?
      • Как зарождается во мне желание подсказать?
      • К каким последствиям приводят подсказки мне?
      • К каким последствиям приводят мои подсказки?
      • И т.д.

      Можно написать небольшой рассказ «Подсказки в моей жизни…».

      Можно использовать любые другие формы, которые позволят вывести на уровень собственного осознания применения подсказки.

      После того, как это осознание сформировано, необходимо для себя принять решение об использовании подсказок как в отношении других, так и в отношении себя.

      Можно выработать для себя ряд простых правил:

      • Что я делаю, когда ловлю себя на желании подсказать?
      • Что я делаю, когда ловлю себя уже на самой подсказке?
      • Что я делаю, когда осознаю себя уже после того, как подсказал?
      • Что я делаю, когда подсказывают мне?

       

      ЗАКАЗАТЬ КНИГУ

      СТОИМОСТЬ КНИГИ 400 ₽

      Задайте вопрос, напишите сообщение, поделитесь своими мыслями

      Отправить сообщение

      © 2009 - 2019 АНО ДПО "Сетевой институт ПрЭСТО"